Детская беспризорность — социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряжённое с утратой места жительства и занятий. Является крайним проявлением безнадзорности — ослабления попечения от родителей или попечителей. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков.
Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности.
В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания (бездомный).
Таким образом, в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.
Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.
Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми, абьюзивные отношения. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).
В Большой советской энциклопедии указывается, что успешная борьба с детской беспризорностью возможна только в социалистическом обществе, где ликвидируются именно причины этого явления. Также отмечается то, что насаждение психологии индивидуализма и моральной изоляции личности от интересов общества усугубляют и способствуют развитию детской беспризорности.