17.06.25
Преступления в сфере информационных технологий разнообразны, прежде всего к ним относится мошенничество, совершаемое как посредством сети «Интернет», так и с помощью средств мобильной связи (ст. 159 УК РФ), преимущественно направленное на хищение денежных средств с банковских счетов граждан. Мошенники каждый раз используют всё новые методы для того, чтобы обмануть граждан. Чаще всего просят перевести деньги на якобы «безопасные счета» или даже помочь раскрыть преступную группу, представляясь при этом сотрудниками Центробанка, МВД, ФСБ, органов прокуратуры.

Мошенники звонят гражданам и с предложениями получить большой доход от инвестиций, предлагая перевести все сбережения под высокий процент.
Также злоумышленники представляются сотрудниками Социального фонда России, чтобы получить доступ к личным кабинетам на портале «Госуслуги».
Мошенники используют эффект неожиданности, граждане их звонка никогда не ожидают, потом злоумышленники озвучивают информацию, которая вызывает положительные или отрицательные эмоции, после чего используют психологическое давление на гражданина и все это приводит к исполнению требований мошенников.
К положительным эмоциям, которые вызывает информация от телефонных мошенников можно отнести радость, надежда, желание получить деньги.
Так, мошенники звонят гражданам с фразами «Вы выиграли крупную сумму денег», «Вам положены социальные выплаты», «Пенсионный фонд рад сообщить Вам о перерасчете Вашей пенсии, Вам положена выплата» и граждане после таких фраз уже готовы исполнить все требования злоумышленников.
Мошенники могут идти к достижению своих целей путем доведения до сведения граждан информации, которая вызывает страх, панику, чувство стыда. Для этого мошенники используют такие фразы, как «С вашего счета списали все деньги», «Ваш родственник попал в аварию и сбил человека», «Вас беспокоит следователь Следственного комитета, Вы являетесь участником уголовного дела». В данных ситуациях граждане начинают действовать незамедлительно и принимать все меры, направленные на исправление ситуации и готовы исполнить все требования преступников.
Важно помнить, что представители банков, государственных и правоохранительных органов никогда не обзванивают граждан с предложениями перевести денежные средства на безопасные счета или передать их курьеру.
Бывают случаи, когда злоумышленники угрожают гражданам, не желающим участвовать в их аферах уголовным преследованием.
Никакие следственные или оперативно-разыскные действия не производятся по телефону.