Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.
В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 1997 г., а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; дети, убежавшие из интернатных учреждений, оказавшиеся без средств к существованию; дети, занимающиеся бродяжничеством; дети, занимающиеся попрошайничеством; дети, совершающие мелкое воровство; дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; дети, являющиеся жертвами сексуальных преступлений; дети, вовлечённые в противоправную деятельность, и другие категории [1].
Проблема современной безнадзорности пока слабо осознаётся обществом как гуманитарная катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегают 20 тыс. детей, а из дома - около 50 тыс., примерно 10% из общего количества погибает [2].
Безнадзорность несовершеннолетних - это не только сложная социально-педагогическая проблема, но и проблема всего общества в целом, существенно влияющая на социализацию подрастающего поколения.
По мнению Л.Г. Татьяниной, преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые отличают ее от преступности вообще. Она является высоко латентной и для ее структуры характерны следующие особенности: а) более узкий по сравнению со взрослыми круг совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, исполняемыми ими социальными ролями; б) несколько меньшая доля тяжких преступлений; в) групповой характер совершаемых преступлений [3].
В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находятся 67 тыс. детей, еще 27 тыс. живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.
Все эти факторы приводят несовершеннолетних в криминальную среду.
При определении безнадзорного ребенка необходимо исходить из следующих факторов:
1) как родители (законные представители) реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или, вообще, невозможно;
2) какие взаимоотношения между ребенком и родителем (законным представителем);
3) каков уровень благосостояния, есть ли в семье безработные;
4) наличие в семье членов с асоциальным поведением;
5) наличие частых социальных контактов членов семьи с носителями асоциальных форм поведения [4].
Так, по данным опроса детей, находящихся в реабилитационных центрах, 45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены родительских прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. 41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками. 58,2% - мальчики.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию. В социологии оно связано с комплексом проблем в социально-экономической политике государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции рассматривается в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности; в педагогике это правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком; в психологии - деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми; в социальной педагогике - социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.
Первое полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой советской энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» [5].
Термина «безнадзорность» Большая советская энциклопедия не содержала. Понятие «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появилось в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было [6-8].
Не уделяется должного внимания понятию детской безнадзорности и в действующем законодательстве. Этого понятия нет ни в одном кодифицированном правовом акте.
Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Впервые понятие безнадзорности появилось в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым к категории безнадзорных относятся такие дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Безнадзорный несовершеннолетний, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей или, это ребенок, родители которого лишены родительских прав.
Н.И. Ветров считает, что «безнадзорность является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков..., безнадзорность - постоянный “спутник” преступлений несовершеннолетних, один из источников общественно опасных действий и поступков» [9].
В работе О.А. Третьяковой «безнадзорность» понимается как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определенных обстоятельствах (воздействии среды) может быть реально действующим, причем среда может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора [10].
По мнению Ю.В. Челышевой, «безнадзорность - явление общественной жизни, при котором ребенок проживает совместно с родителями, но при этом отсутствуют социально приемлемое воспитание, поддержка со стороны семьи, образовательных учреждений в его развитии и саморазвитии в процессе социализации» [11].
Отсюда к категории безнадзорных необходимо отнести детей, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.
Это дети:
1) с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) из неблагополучных, асоциальных семей;
4) из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Преступления, совершаемые безнадзорными детьми, необходимо рассматривать как самостоятельную категорию уголовных дел.
Мы предлагаем внести дополнения в постановление Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», установив понятие «безнадзорный ребенок».