Размер шрифта:
Цветовая схема:
Версия для слабовидящих

Понятие «Безнадзорный несовершеннолетний»

15.06.24

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального си­ротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Феде­рации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Фе­дерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей».

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилак­тике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержа­щихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

В Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних» на период с 1997 г., а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и правонарушений» обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноцен­ного развития, допускавших жестокое обращение с ними; дети, убежавшие из интернатных учреж­дений, оказавшиеся без средств к существованию; дети, занимающиеся бродяжничеством; дети, за­нимающиеся попрошайничеством; дети, совершающие мелкое воровство; дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; дети, являющиеся жертвами сексуальных преступлений; дети, вовлечённые в противоправную деятельность, и другие категории [1].

Проблема современной безнадзорности пока слабо осознаётся обществом как гуманитарная ка­тастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегают 20 тыс. детей, а из дома - около 50 тыс., примерно 10% из общего количества погибает [2].

Безнадзорность несовершеннолетних - это не только сложная социально-педагогическая про­блема, но и проблема всего общества в целом, существенно влияющая на социализацию подрастаю­щего поколения.

По мнению Л.Г. Татьяниной, преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, кото­рые отличают ее от преступности вообще. Она является высоко латентной и для ее структуры харак­терны следующие особенности: а) более узкий по сравнению со взрослыми круг совершаемых пре­ступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, ис­полняемыми ими социальными ролями; б) несколько меньшая доля тяжких преступлений; в) группо­вой характер совершаемых преступлений [3].

В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения про­блем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находятся 67 тыс. детей, еще 27 тыс. живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вро­де бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в ава­рийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюдже­ту финансирования.

Все эти факторы приводят несовершеннолетних в криминальную среду.

При определении безнадзорного ребенка необходимо исходить из следующих факторов:

1)    как родители (законные представители) реагируют на ребенка, его поведение или сложив­шуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или, вообще, невозможно;

2)     какие взаимоотношения между ребенком и родителем (законным представителем);

3)     каков уровень благосостояния, есть ли в семье безработные;

4)     наличие в семье членов с асоциальным поведением;

5)     наличие частых социальных контактов членов семьи с носителями асоциальных форм поведения [4].

Так, по данным опроса детей, находящихся в реабилитационных центрах, 45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены родительских прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. 41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками. 58,2% - мальчики.

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспру­денцию. В социологии оно связано с комплексом проблем в социально-экономической политике го­сударства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на ин­ститут семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции рассматривается в контексте причин и профилактики безнад­зорности и беспризорности; в педагогике это правильно понимаемый надзор за несовершеннолет­ним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в под­держании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком; в психологии - деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми; в социальной педаго­гике - социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзор­ность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

Первое полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой советской энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогиче­ского надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные прояв­ления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опеку­нов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных роди­телей тоже считаются беспризорными» [5].

Термина «безнадзорность» Большая советская энциклопедия не содержала. Понятие «безнад­зорность» в сочетании с детской беспризорностью появилось в официальных документах и законода­тельных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной войны в постановлениях Правитель­ства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того време­ни не было [6-8].

Не уделяется должного внимания понятию детской безнадзорности и в действующем законода­тельстве. Этого понятия нет ни в одном кодифицированном правовом акте.

Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведе­нием и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского кол­лектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Впервые понятие безнадзорности появилось в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым к категории без­надзорных относятся такие дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неиспол­нения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержа­нию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Безнадзорный несовершеннолетний, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семь­ей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей или, это ребенок, родители которого лишены родительских прав.


Н.И. Ветров считает, что «безнадзорность является тем криминогенным фактором, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков..., безнадзорность - постоянный “спутник” преступлений несовершеннолетних, один из источников общественно опасных действий и поступков» [9].

В работе О.А. Третьяковой «безнадзорность» понимается как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определенных обстоятельствах (воздействии среды) может быть реально действующим, причем среда может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора [10].

По мнению Ю.В. Челышевой, «безнадзорность - явление общественной жизни, при котором ребенок проживает совместно с родителями, но при этом отсутствуют социально приемлемое воспи­тание, поддержка со стороны семьи, образовательных учреждений в его развитии и саморазвитии в процессе социализации» [11].

Отсюда к категории безнадзорных необходимо отнести детей, жизнедеятельность которых на­рушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятель­ства сами или с помощью родителей.

Это дети:

1)    с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характе­ристики;

2)    оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

3)      из неблагополучных, асоциальных семей;

4)    из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5)      с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Преступления, совершаемые безнадзорными детьми, необходимо рассматривать как самостоя­тельную категорию уголовных дел.

Мы предлагаем внести дополнения в постановление Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», установив понятие «безнадзорный ребенок».



Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Гидрометцентр России
© Муниципальное образование
Муниципальный округ
Волковское
Санкт-Петербург
Адрес:
192102, Санкт-Петербург,
ул Стрельбищенская, 22
E-mail:
info@volkovskoe.ru
Телефон/факс:
(812) 766-03-36
(812) 766-16-24
Copyrights © 2008
Все права защищены. Volkovskoe.ru