В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.
Статьями 7.22 и 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность исполнителя за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг в виде штрафов в размере от 500 до 50 000 руб.
Как действовать потребителю в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества?
Во-первых, необходимо незамедлительно уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
При этом потребитель должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины данного обращения, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка служит основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В противном случае сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Данный акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Такие акты составляются в двух экземплярах и имеют одинаковую юридическую силу.
В случае если коммунальные услуги оказаны ненадлежащим образом, потребителю необходимо написать исполнителю претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес организации.
В претензии указываются реквизиты организации (адрес и название), куда обращается потребитель; существо претензии, жалобы; фамилия, имя и отчество; адрес, по которому желает получить ответ потребитель и телефон для оперативной связи; дата и подпись.
Претензия составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр подается исполнителю, а второй остается у потребителя, на котором лицо принявшее претензию ставит дату и подпись. Если исполнитель отказывается принимать претензию, нужно отправить ее по почте заказным письмом с уведомлением. С момента получения претензии начинает исчисляться срок, установленный для удовлетворения требований потребителя.
В случае, если претензия не будет рассмотрена в течение 10 дней за защитой нарушенных прав следует обращаться в органы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. По результатам рассмотрения обращения государственный орган или должностное лицо должны принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.